Часто дети, их родители, работники образовательных учреждений сталкиваются с проблемой неготовности или нежеланием учиться у детей. Среди причин - недостаточный уровень качества образования, материальное обеспечение школ, истощение учителей, большая нагрузка детей и тому подобное.
Если взглянуть на внутренние факторы мотивации ребенка к исследовательской деятельности с точки зрения внутренней психической реальности ребенка, теория привязанности Дж. Боулби достаточно точно объясняет такие проблемы.
Многие психологи пишут о любви, отмечая, как, кого и когда надо любить. Вряд ли можно четко определить советы или формулу любви - это был бы слишком простой рецепт счастья. Более безопасная и устойчивая привязанность к важному человеку - необходимая почва для человеческой способности любить.
Основным условием развития ребенка безопасные и стали отношения с важным лицом (чаще всего - с мамой). Эти отношения с точки зрения психического развития является осью, вокруг которой строится способность успокаиваться, испытывать удовольствие, любить, иметь силу выдерживать агрессию, неопределенность, злость и желание проявлять инициативу в собственной деятельности.
Часто родители или учителя стремятся сделать все возможное, чтобы стимулировать интерес ребенка к обучению. На самом деле у ребенка с постоянной безопасной привязанностью потребности в этом нет. Зато направлять усилия нужно на построение устойчивых, безопасных, доверительных отношений.
- Условие развития младенца - хорошие отношения. Привязанность - это одно из качеств отношений, которая генетически заложена и является условием выживания младенца. Признаком положительной привязанности является то, что ребенок быстро успокаивается при появлении мамы.
- Доверие - как то, что дает ощущение безопасности, спокойствия, наполненности, - развивается в отношениях.
- Отношения с мамой как с важным лицом - это основа для всех дальнейших отношений.
- Безопасная привязанность - это условие познавательной и целенаправленной деятельности ребенка. Желание учиться и работать опирается на хорошие отношения с мамой или важным лицом.
- Каждый человек имеет иерархию привязанностей, различную привязанность с важными людьми и соответственно связанные модели поведения и ощущений. То есть ребенок не одинаково обращается с мамой, бабушкой, которая за ним присматривает, и с тетей, которую редко видит, - это нормальное поведение.
- Система привязанности ребенка включает две тенденции: стремление к новому и поиск материнской защиты в случае опасности. Система привязанности активируется в случае страха разлуки с матерью, потери поддержки и защиты. В опасной или тревожной ситуации ребенок будет искать материнской защиты и поддержки, но не будет исследовать новое или интересоваться учебой.
Для развития хороших отношений с ребенком родителям нужно учиться понимать потребности ребенка и помогать их удовлетворять или справляться с разочарованием и злостью от неспособности это сделать. Например, вместо манипулирования ребенком с помощью игрушек или мультиков попробуйте понять причины потребностей ребенка и связь этих целей с отношениями.
Не менее важны хорошие взаимоотношения родителей. Их тревога (как результат чувства вины или бессилия) при наличии проблем психологической природы у детей влияет на возможность меняться и отслеживать собственные чувства, мысли и поведение, а следовательно - управлять своей жизнью и чувствовать уверенность. Чем больше тревога, тем сложнее чуствительно относиться к собственным нуждам и потребностям детей.
Привязанность меняется в течение жизни с новым опытом хороших длительных отношений или психотерапии.
Материал подготовила Елена Коляда, психолог, детский психолог Smart Medical Center